#моивизиты
InstagramВконтакте 
 

Afro-Rumba

Для тех, кто только начинает знакомиться с афро-кубинской культурой о том, кто же такие оришас. Этот текст был написан довольно давно, но, тем не менее, актуален:)

САНТЕРИЯ ДЛЯ ТАНЦОРОВ. ч.1
(автор Стас Швецов)

Сантерия - таинственная религия Кубы. Ее основа завезена на Кубу вместе с ее носителями африканскими рабами народности лукуми. В религии присутствет множество божеств, многие из которых рабы объединили внешне с католическими святыми, дабы иметь возможность поклоняться своим богам под видом христианских обрядов. Так родилась сантерия (культ святых) – синретическая религия, сплавившая в себе католицизм и верования Йоруба.
Как и любое культурное явление сантерия весьма глубока и о ней написано много объемных научных трудов. Но я пишу не для священников, а для танцоров, поклонников афро-кубинских танцев и особенно для тех кто только начал интересоваться этой стороной кубинской танцевальной культуры.

Упрощенно можно провести аналогию между санетрией и греческой мифологией где в мире существуют различные боги, соответствующие различным природным явлениям или аспектам жизни – боги грома, войны, красоты, танцев и т.д. Конечно, эта аналогия весьма примитивна, но достаточна для того чтобы описать «в двух словах»

Оришас (боги сантерии) присутствуют и в регилии других народностях, пусть и в несколько измененном виде они есть и в религии Конго, и в Арара. Само собой они так же присутствуют и в танцевальной культуре этих народностей.
Поэтому неудивительно, что чуть ли не каждая вторая песня написанная на Кубе упоминает хотя бы одного из оришас, особенно это касается современной тимбы использующей очень много афро-кубинского фольклора в музыке. Вот почему танцорам прежде всего кубинского стиля необходимо знать хотя бы базовые понятия сантерии, так же основы танцев ориш.
Глубина знаний о сантерии, необходимая танцору, напрямую зависит от степени его погруженности в танец. Для того чтобы использовать элементы танцев оришас в сальсе достаточно обладать необходимым минимумом пластики (которой хотя и не так уж мал), знать 1-2 базовых движения и иметь представление о том орише, чьи движения он использует (имя, краткая характеристика). Для постановки шоу необходимо знать историю ориш которые написаны в мифах сантерии (патоки или патакинес) – так можно подобрать для шоу сюжет или, по крайней мере, не идти против «исторической правды».

Если вы планируете танцевать под оригинальную музыку вы должны разбираться в ритмах, причем можно знать только базовые ритмические рисунки каждого ритма (ньонго, чачалокафун, топа, якота и проч.), но желательно ритмические оттенки каждого ритма. Как например, на одном из уроков слушая ритм «мета», мы нашли, что за полторы минуты он играется более чем в 10 вариациях, каждая из которых отвечает определенным действиям которые должен производить танцор.
Но, так или иначе для сальсерос – это не суть важно. В сальсе нет ни ньонго, ни мета, ни люмбанче.. у нас есть тумбао и больше нам особо и не нужно:)

Однако использование элементов танцев ориш в сальсе это еще один инструмент из серии «как сделать свой танец разнообразнее», особенно если эти элементы вы вставляете красиво и со знанием дела, не говоря уж о том, что танцы ориш, как и вообще афро-кубинские танцы очень неплохо развивают пластику, чувство ритма и многие другие необходимы танцору.
Здесь мы дадим краткое описание самих богов-оришас. Может чуть больше чем надо знать для того, чтобы использовать элементы танца этого бога в сальсе, но больше -не меньше:) Однако такими страшными словами как кариоча, сьете потенциас, кабальо или Ифа.. за этим к исследователям религий, а у нас танцы:)

Элегуа (Elegua, Elegba)
Еще его называют Эшу Элегуа, на Кубе два ориши Эшу и Элегуа, были объединены под одним именем. Изначально в Африке Эшу это бог густых лесов и пустынь, а Элегуа посланник между оришас и людьми. На Кубе они объединились под именем Эшу Элегуа, где Элегуа это добрая половина этого божества, а Эшу – «темная сторона силы»:)

Это символизирует и одежда Элегуа – сочетание черного и красного цветов, где изначально красный принадлежал Элегуа, а черный – Эшу. От Эшу пришло еще одно цветовое сочетание - белый-черный-красный (и их комбинации).

В различных своих ипостасях Элегуа присутствует везде – он подталкивает человека идти вперед по жизни, открывает все пути и закрывает их, он бог того что будет в будущем каждого человека.

Он может предстать и в образе шаловливого ребенка прыгающего и раздающего подарки, может быть умудренным старцем, а может и злым духом, который специально или шутки ради издевается над человеком.

На языке сантеро его часто называют «человек за дверью». Потому как к нему обращаются в начале и в конце любой церемонии, кроме того, сантеро часто хранят его амулет (необработанный камень) в шкафчике за дверью под алтарем святого которому они поклоняются.

Отвечает Anima sola в католицизме (душа проходящая очищение в Чистилище).

Магическое число Элегуа – 3, он получил его когда дрался за корону другого могущественного ориши Оббатала со Смертью (Ику). Поэтому часто в представлениях танцует не один Элегуа, и не два (дуализм Элегуа и Эшу), а три.

Движения Элегуа наполнены легкостью, беззаботностью, в нем нет тяжелой поступи Оггуна или гнева Ойя, он все видит, все знает, везде бывает. Часто движения его рук символизируют перемещения по густому лесу (помните, что «темная половина» Элегуа – Эшу бог лесов?), раздвигая заросли руками или с помощью палки- гарабату (похожа на короткий пастуший посох). На его поясе висит сумка, где он прячет много интересного, и иногда даря оттуда подарки людям. Он может красться вперед или весело прыгать – все это отображается в его основных движениях.

Элегуа, кроме того, наряду с Оггуном и Очоси является одним из трех Ориш воинов.
По традиции именно с танца Элегуа начинают изучать танцы Ориш.

На видео – танцы Элегуа, а в приложенных треках примеры песен где упоминается этот ориша.

А в качестве иллюстрации видео с четвертого Afro-Cubano Weekend!


Поделись с друзьями: